10 декабря 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол «Научно-технологическое развитие России: от лидеров сообщества к сообществу лидеров», организованный в рамках VI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».
Модератором сессии выступил заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Денис Секиринский, а в качестве приглашенных спикеров в дискуссии приняли участие председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Никита Марченков, директор по науке ПАО «Газпром нефть» Марс Хасанов, проректор – начальник Управления научной политики и организации научных исследований МГУ Андрей Федянин, ректор МАИ Михаил Погосян, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин и ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.
В работе круглого стола принял участие ведущий научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН, к.ф.-м.н., доцент А.К. Горшенин, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Состоявшаяся в рамках круглого стола дискуссия была тематически разделена на три блока вопросов. В начале каждого из них модератор предлагал всем участникам круглого стола, включая аудиторию, посредством специализированного мобильного приложения принять участие в онлайн-опросе по основной тематике сессии. Результаты голосования в каждом тематическом блоке служили отправной точкой для последующей дискуссии между спикерами.
Началась дискуссия с вопроса о том, кто из великих российских ученых по мнению участников круглого стола в наибольшей степени соответствует представлениям о лидере науки. Больше всего голосов набрал Игорь Курчатов. Спикеры и эксперты высказались в экспресс-форме на тему того, какие учёные прошлого могут служить ориентиром для молодого поколения и почему. Также был затронут важный аспект изменения социальных условий успеха ученых: в современном мире прорывные исследования почти невозможно сделать единолично, а значит и лидером-одиночкой быть не получится.
Второй вопрос для голосования был сформулирован так: «Какие задачи должен решать современный научный лидер?». Абсолютное большинство ответов участников было отдано ответу: обеспечивать решение масштабных задач – «больших вызовов». Спикеры согласились с мнением аудитории, но подчеркнули, что научному лидеру важно прежде всего оставаться ученым, а не превращаться полностью в топ-менеджера.
Заключительный вопрос «Какими компетенциями должен обладать современный научный лидер?» собрал больше всего голосов по ответу «Способность мотивировать людей, координировать их работу для достижения результатов и принимать на себя ответственность за эти результаты». В то же время, спикеры и эксперты отметили провокационный характер вопроса, так как все предлагаемые при голосовании ответы были актуальны в контексте проблематики дискуссии.